Russian (CIS)English (United Kingdom)

«В лабиринте смыслов». Выставка произведений Сергея Гусарина

22 декабря в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19) состоится открытие выставки произведений Сергея Гусарина «В лабиринте смыслов». Вниманию зрителя будет представлено около 100 произведений графики, живописи, иконописи и фотографий.

12345678



 

С.Гусарин родился в 1962 году в Рыбинске. В 1979-м поступил в Ярославское художественное училище, занимается живописью, графикой, освоил искусство художественной фотографии. Уже в этот период начинает складываться его оригинальный стиль, в котором неожиданно, но гармонично соединились реалистическое и сюрреалистическое начала, живописная и графическая техники.
Склонность к постоянному поиску в искусстве привела С.Гусарина в Рыбинский театр кукол, где с 1986 по 1989 годы он был главным художником. В 1989-м художник занялся реставрацией древне-русской живописи (икон). В 1994 году создал иконописную мастерскую «Лик», сегодня известную в России и за рубежом. В 2007-2010 гг. возглавлял Рыбинское отделение Союза художников России. С 2011 года является членом Творческого Союза Художников России.
С.Гусарин постоянно участвует в городских, областных, региональных, всероссийских и международных выставках. Его произведения представлены в Рыбинском музее-заповеднике, частных коллекциях России, Германии, Франции, США и других стран.
Сергей Гусарин всегда воспринимал творчество как способ постижения смысла бытия, Бога, окружающего мира и себя самого.
С начала 1990-х художник много работает с натуры - прежде всего, как график и фотограф. Поездки на Байкал, Валаам, академические дачи им. И.Е. Репина в Вышнем Волочке и имени Д.Н. Кардовского в Переславле дают ему ключ к соединению живой природной детали и отвлечённой абстракции. Со временем, С. Гусарин постепенно, но основательно изучил языки других видов искусств, что дало ему свою «оптику» видения темы и предмета. Из этой разноплановости взглядов часто и рождается образ, который автором долго вынашивается и затем воплощается в графической, живописной и даже фотографической работе.
В причудливых лабиринтах сухой травы, в извивах древесной коры, изломах сухих веток, в кипарисовых поленьях он улавливает скрытые от человеческих глаз миры, живущие по своим временным законам.
В 2012-15 гг. художник создаёт серии живописных, графических, фоторабот и арт-объектов, наиболее значимые из которых составили основу выставки. Работы «Праотец» и «Праматерь» можно назвать ключевыми произведениями экспозиции.
Графические произведения Сергея Гусарина изысканны по форме, полны света, созерцательны, но внутренне очень динамичны. Вглядываясь в работы художника, начинаешь улавливать это внутреннее движение времени, пульсирующего в кажущейся неподвижности предмета, раскачивание маятника и видеть, как на камнях появляются мелкие трещины, как деревья покрываются мхом, а сквозь крыши заброшенных домов начинают прорастать деревья. Эта образная символика нашла выражение в серии графических работ «Тайна закрытых дверей», вызвавшей особый интерес и у широкой зрительской аудитории, и у профессионального сообщества. Серия «Сухие листья» - это своего рода история человечества в нескольких всеобъемлющих знаках.
В работах живописной серии «Окаменевшее время» иллюзорность соседствует с реальностью, статуарная монолитность с невесомостью и ураганом. Каждая работа эстетически завершена, при этом в ансамбле с другими обретает новые смыслы. Работы подчёркнуто диалогичны: у зрителя - широкое поле для интерпретации.
С помощью фотографии С.Гусарин стремится почувствовать не только сиюминутность времени, но и его растворение в бесконечном. Эта двойственность по-своему осмысляется в серии «Магия воды», дающая зрителю возможность заглянуть в иное измерение. Такой же границей, как водная гладь, оказывается для художника и городская среда, увиденная в непривычном ракурсе и отразившаяся в серии урбанистических пейзажей.

«Время - понятие многозначное - говорит Сергей Гусарин.- Безусловно, оно связано с историей, с жизнью и смертью. Однако, они относительны: достаточно взглянуть на столетнее дерево и сухой лист. Первое ещё живо, но время наложило на него свой отпечаток: ствол дерева покрыт рытвинами, похожими на морщины древнего старика. А лист уже оторвался, засох, но не исчез. Он продолжает жить своей неведомой жизнью, такой же непостижимой и насыщенной, как и прежняя. Просто его время стало другим...»

Выставка открыта для посещения до 24 января 2016 года


Талант и школа

91011

Не правда ли, как было бы обидно, если бы Моцарт не знал нот, а Пушкин был неграмотным? Если бы Микеланджело, вместо того чтобы учиться у Доменико Гирландайо, пошел по стопам своего отца и стал чиновником? Скольких радостей лишилось бы человечество! Подумать страшно...

Талант, гениальность - редкий и величественный дар, но он бессилен без знаний, без грамоты, без школы. Он не сможет проявиться, реализоваться, если не будет оснащен приемами, навыками и секретами мастерства.

Поэтому профессиональное обучение художнику необходимо. Раньше ученик долгие годы проводил непосредственно возле учителя, в его доме, а теперь проводит их в лицее, училище, институте, аспирантуре, творческих мастерских...

Много лет уходит на огранку таланта, но другого пути нет. Только фундамент специальных знаний дает возможность реализовать природные данные; только опираясь на него, художник может обрести свободу, уверенность и пуститься в свободный творческий полет.

В своих поездках по дальнему зарубежью (а мне, как многим российским художникам, часто приходилось ездить туда на работу) я наряду с музеями и галереями посещала тамошние учебные заведения по изобразительному искусству. Хотела понять, что происходит? Почему меня не устраивает уровень художественных произведений моих современников? Музеи великолепны, а вот то, что делается сейчас - на порядок, нет, на сто порядков ниже! Почему? Ведь не может быть, чтоб не было талантливых людей... Были, были и вдруг закончились? Что, природа иссякла? Или оскудела рука дающего? Нет, навряд ли... Так в чем же дело? А в том, что почти повсеместно утрачена «школа», серьезная, классическая, реалистическая школа. Именно реалистическая, я не оговорилась. Только изучив реальные формы материального мира, крепко усвоив непреходящие закономерности божьего изделия, можно позволить себе вторгнуться в его пределы со своими новациями. Только в этом случае работы художника будут серьезны и убедительны, в какой бы манере они не были сделаны. Так было на всем протяжении истории искусства (редчайшие исключения лишь подтверждают правило). Талант и школа необходимы друг другу. Талант без школы - нем и беспомощен, школа без таланта - суха и скучна.

Мы сейчас являемся свидетелями дикой путаницы в критериях оценки художественного творчества; то есть критерии, как таковые, вообще исчезли, и в мутной водице неразберихи на поверхность достаточно часто всплывают никчемные, мусорные произведения и недостойные имена. Они умело «раскручиваются» средствами массовой информации, снабжаются многозначительными псевдонаучными терминами и теориями, подпираются мнением непрофессионалов или недобросовестных профессионалов. Нам старательно пытаются внушить, что черное - это белое, и даже ослепительно-белое! Словом, разыгрывается очередной вариант «голого короля», а король как был изначально у Андерсена голым, так голым и остался. Вникать в причины таких ситуаций не стану - это не предмет этих моих размышлений, да и к настоящему серьезному художественному творчеству все это отношения не имеет.

Вернусь к проблемам творчества, к служению Музам, которое, как заметил Пушкин, «не терпит суеты». А вот как сказал об этом Гоголь: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другим простится многое, но ему не простится». Так Николай Васильевич определил взаимосвязь гениальности и моральных, нравственных качеств.

Может ли и тут школа сыграть свою роль? Безусловно, так как главная ее составляющая - педагоги. Это художники, чьи работы вызывают желание научиться тому, что они умеют. Но, кроме того, они еще и личности - сильные, неординарные, выковавшие в своем характере качества, необходимые для успешной работы. Ученик, находясь рядом с такими учителями в течение ряда лет, впитывает вольно или невольно эти качества: настойчивость, целеустремленность, бескомпромиссность, безоглядную преданность своей профессии и любовь к ней. Любовь фанатическую, на всю жизнь...

«Искусство я люблю больше добродетели, больше чем людей, чем близких, чем друзей, больше чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы я ни развлекался, кем бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях, лучших, сокровеннейших». Это написал И.Е. Репин в 1899 г.

А вот замечание Игоря Грабаря: «...по моему глубочайшему убеждению, без той одержимости страстью к искусству, о которой говорит Репин, занятие искусством не может дать сколько-нибудь ощутимых результатов».

Вот этими-то свойствами, кроме профессиональных премудростей, и может ученик обогатиться в школе, если повезет, если школа подобного уровня еще существует.

А она существует у нас в России, в чем можно убедиться, побывав на выставках ученических и дипломных работ ведущих художественных вузов страны.

 

Академическое образование сегодня и завтра


На вопросы «ДИ» отвечают:

ВАЛЕРИЯ БОРИСОВНА МИНИНА – начальник научно-методического отдела по вопросам художественного образования и эстетического воспитания РАХ, кандидат искуссвоведения

ДИ - Сейчас в России, и в частности в Москве, организуется великое множество всевозможных частных школ и в особенности Академий. И ты уже теряешься, как они называются...

- Это действительно так. И тем не менее единственная Академия, которая является государственным высшим учреждением в области культуры и представляет Россию на государственном уровне - это наша Российская Академия художеств. И, согласно своему уставу, утвержденному Президентом Российской Федерации, мы являемся высшим научно-творческим центром страны в области художественного образования.

ДИ - Сколько учебных заведений работает в составе Академии?

- Это обширная система средних и высших учебных заведений: Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Московский академический художественный лицей им. Н.В. Томского и Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона, а также Центр детского художественного образования «Академия», ориентированная на дополнительное образование художественная школа «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, целый ряд творческих мастерских, аспирантура при вузах и НИИ теории и истории изобразительных искусств.

ДИ - То есть все это сконцентрировано в двух главных культурных столицах страны?

- Не только. За последние годы, когда Академию возглавил Зураб Константинович Церетели, в регионах России при поддержке местных администраций стремительно расширяется сеть образовательных учреждений. Уже действует Академия рисования в Саратове, создается высшее учебное заведение в Казани, в стадии становления находятся образовательные и научные центры Академии в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и во многих других городах европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. Как видите, система довольно разветвленная. Масштабы этой деятельности привели к созданию специального отдела по работе с регионами, которым руководит вице-президент Академии Эдуард Николаевич Дробицкий.

ДИ - Жизнь в Академии за последние годы весьма и весьма оживилась?

- Безусловно. От президента многое зависит. И деятельность Зураба Константиновича Церетели на этом посту поистине реформаторская. Известно, что с момента своего возникновения Академия художеств существовала прежде всего как образовательное учреждение. На протяжении всей своей истории она является школой высочайшего мастерства для художников всех видов искусства. С годами трансформировались и расширялись ее функции. Но такой разносторонней и многоаспектной, как сегодня, деятельность Российской Академии художеств не была никогда. Огромный размах приобрела выставочная работа, серьезная научно-творческая работа проводится в отделениях и НИИ Академии, укрепляются международные связи и контакты с зарубежными странами, ведутся грандиозные реставрационно-ремонтные и строительные работы. Достаточно напомнить, что в кратчайшие сроки после реставрации преобразился фасад здания Академии художеств в Санкт-Петербурге, отремонтирована его кровля, которая находилась в аварийном состоянии, и многое другое. Более того, в Москве открыто два музея Академии - Музей современного искусства на Петровке и Галерея искусств Зураба Церетели на Пречистенке, которые мы имеем только благодаря инициативе, энергии и меценатской деятельности президента Академии.

При всем при этом проблемы образования и сегодня являются для Академии одними из самых важных и актуальных. Почти на каждом заседании Президиума в той или иной форме ставятся и обсуждаются вопросы, связанные с работой и повседневной жизнью академических учебных заведений.

Как вы, наверное, знаете, в настоящее время идет реформа образования в Российской Федерации, в действующие законы вносятся поправки и дополнения, разрабатывается пакет новых законодательных и нормативных документов по высшей и средней школе. Это, естественно, касается и Академии. Сейчас очень важно определить место и статус академической школы в системе государственного образования. Необходимо срочно привести в соответствие с существующим законодательством уставы академических вузов и лицеев, пересмотреть учебные планы, разработать новые стандарты по отдельным творческим специальностям.

ДИ - Однако та система художественного образования, которая здесь была создана и исповедуется практически по сей день, сегодня почти не применяется в мировой практике. И это, наверное, не удивительно. Все-таки более двух с половиной столетий - срок не малый. Мир меняется...

- Система академического художественного образования, основанная на строгой последовательности в овладении профессиональными навыками - формировании у художника точного видения натуры, безупречного рисунка, развития композиционного мышления и т.д. - является величайшей ценностью российской культуры. Мы гордимся, что сохранили эту уникальную педагогическую систему, которая получила широкое признание в современном мире, где школа предметного искусства сегодня практически утрачена. Не случайно в академические художественные вузы каждый год приезжают учиться студенты из разных стран.

Но жизнь идет вперед, все меняется, и нам надо идти в ногу со временем. Это прежде всего касается изучения существующих в мире новых технологий и художественных материалов, внедрения их в учебный процесс.

ДИ - Основные принципы академической школы - это высокий профессионализм в сочетании с воспитанием. Это начертано на здании Академии в Санкт-Петербурге - архитектура, скульптура, живопись и воспитание. За окном XXI век. Рубеж веков, рубеж тысячелетий. Каким же должен быть художник в XXI веке?

- Моя работа как руководителя отдела началась очень интересно. Я приступила к своим обязанностям, и вскоре состоялось расширенное заседание Президиума Академии, которое как раз и было посвящено обсуждению состояния и перспективе развития академического художественного образования.

Заседание проходило в Царском Селе в торжественной обстановке. В нем приняли участие делегация Академии искусств Франции во главе с ее президентом, вице-губернатор Санкт-Петербурга В.П. Яковлев, члены Академии, руководители и сотрудники ее учреждений. С программной речью выступил президент Академии 3.К.Церетели, он поднял широкий круг вопросов, важных для совершенствования художественного образования. Заседание дало большой материал, который в значительной мере определил ближайшие задачи образовательных учреждений Академии, отдела.

ДИ - Например?

-  Пожалуй, один из самых наболевших вопросов - это проблема трудоустройства художника, закончившего вуз. Ни для кого не секрет, что в наше время она стоит очень остро. Полегче художникам-монументалистам, художникам театра, архитекторам, выпускникам отделений церковно-исторической живописи, которое существует в институте им. И.Е. Репина с 1993 года. Эти специалисты сегодня пользуются спросом. Гораздо тяжелее положение у мастеров станковой картины. Раньше при Союзах художников, да и в Академии были комиссии по работе с молодежью. Сейчас этого нет. В творческие мастерские Академии попадают лишь очень немногие. А ведь среди наших выпускников столько талантливых людей, которые остаются без работы.

В этих условиях важно, чтобы студент еще в вузе, независимо от специализации, освоил различные технологии живописи. Это поможет молодому художнику найти новые направления в своей работе, востребованные в современной жизни.