Russian (CIS)English (United Kingdom)

Чему учить художника? - Из интервью с президентом Российской Академии художеств Зурабом Церетели

Article Index
Чему учить художника?
Из интервью с президентом Российской Академии художеств Зурабом Церетели
Академическая школа - основа развития личности
ДИ: Каким же образом?
All Pages

Из интервью с президентом Российской Академии художеств Зурабом Церетели

Главный принцип Академии - создавать условия для разнообразных творческих индивидуальностей в искусстве.Практика показывает, что в художественные учебные заведения приходят очень талантливые ученики. Это заметно в первые учебные годы. Но потом все становятся одинаковыми. Это проблема педагогов. Долгие годы в изобразительном искусстве насаждалось только одно направление - литературного соцреализма, и оно все еще сохраняется в мышлении. В Санкт-Петербурге в Институте Репина этой проблемы нет, но в Москве - и в лицее, и в институтах - она стоит остро. Задача педагогов - развивать ту индивидуальность ученика, которую ему дал Бог. Сейчас привлекаем новых педагогов. Вот пригласили Т. Назаренко, А. Салахову и других.


Другой важный аспект - структура образования. Нам нужны поколения художников, которые смогут и задумать проект, и довести его до конца своими руками. В Саратове нам удалось открыть филиал Академии. Там учат и дизайну и живописи. В Санкт-Петербурге студентам предоставили комбинат, на практике они лепят, отливают, чеканят... Скоро начнет работу новый академический институт в Казани. Наша задача - воспитывать новые поколения художников, которые будут творчески владеть и традиционными, и новыми технологиями, новыми методиками и новым мышлением. Академия разрабатывает обширную программу дальнейшей деятельности в сфере образования. Как это было на протяжении столетий, она стремится осуществлять в художественной области важные для России идеалы. Еще в середине XVIII века, когда, воплощая замыслы Петра Великого, его дочь, императрица Елизавета, основала Академию художеств, перед этим главным художественным учреждением России были поставлены государственные задачи, вскоре подтвержденные в уставе, данном Академии Екатериной II. Среди них важнейшим было воспитание российских мастеров изобразительного искусства таким образом, чтобы они могли использовать последние мировые достижения.


Важнейшая заслуга Академии - это то, что здесь удалось сохранить русскую классическую школу живописи. Многие из великих мастеров авангарда прошли академическую школу. Нам нужно понять, что она была важна для созревания их таланта и что она приобщила художников-новаторов к культуре профессионального мастерства. Я не верю в творческие возможности художника, который не владеет рисунком. Конечно, можно талантливо что-то придумать, но творческая биография на этом состояться не может. Мы провели выставку дипломных работ выпускников Академии, и она вызвала во Франции восхищение. Это была еще одна победа русской классической школы образования.


Сегодня во главу угла мы ставим воспитание новых мастеров отечественного искусства и обеспечение преемственности между поколениями художников - это наша задача государственного значения.